НОВЫЕ ПРОФЕССИИ НОВОЙ БЕЛАРУСИ
Еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы. За последние годы ситуация кардинально изменилась. На отечественном рынке труда появилось множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Некоторые (например, системный администратор, веб-дизайнер) связаны с развитием в стране компьютерных технологий и Интернета, некоторые же (риэлтер) раньше у нас были попросту невозможны ввиду совсем иного социально-экономического строя. Так или иначе, многие новые профессии устойчиво заняли свое место под солнцем и вполне успешно развиваются. О некоторых, на наш взгляд, наиболее примечательных мы и поведем наш рассказ.
РИЭЛТЕР (агент по недвижимости)
Активно развиваться эта профессия в Беларуси начала после того, как в конце 80 -- начале 90-х стало наконец возможным для физических и юридических лиц проводить операции с недвижимостью (купля-продажа). По оценкам специалистов, в крупных белорусских городах на сегодняшний день приватизировано около 70% жилого фонда. О бурном развитии этого сегмента рынка говорит и тот факт, что сегодня в республике насчитывается более двухсот агентств недвижимости. Неудивительно, что специалисты по оказанию данного вида услуг пользуется все большим спросом.
В задачу риэлтера входит юридически грамотное оформление сделки, ее полное технологическое сопровождение. Работодатели считают, что наиболее способны к этой профессии женщины от 22 до 45 лет. У них выше чувство ответственности, более высокая способность к обучению. В работу агента по недвижимости неплохо включаются люди, имеющие опыт в коммерческой деятельности, в области сетевого маркетинга и продаж, поскольку обладают таким ценным качеством, как чувство клиента. В риэлтеры весьма успешно переквалифицируются бывшие работники социальной сферы, страховые агенты, учителя, психологи, которых в последнее время подготовлено чересчур много. Их главный козырь - умение общаться, убеждать.
МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ
Сейчас на рынке труда представлено множество вакансий, объединенных общим словом "менеджер" (переводится как "управляющий"). Среди них одна из самых распространенных - менеджер по рекламе. Надо сказать, что сегодня рекламный рынок страны - это активно развивающийся сегмент национальной экономики. На начало 2001г. насчитывалось 718 субъектов хозяйствования (агентств), имеющих отношение к рекламе, из них более половины (421) в Минске. Рекламный рынок - это целая индустрия. В нее входят телевидение, радио, газеты и журналы, наружная реклама, реклама в Интернете и кинотеатрах, социальная и государственная реклама, производство рекламной продукции, выставочная деятельность, рекламное творчество и многое другое. Структура рекламного рынка носит социальный характер и включает в себя все общество.
В этой связи можно констатировать, что менеджеры по рекламе требуются везде. Наиболее распространенные адреса - торговля и СМИ. Работая в торговой организации, менеджер по рекламе планирует и проводит рекламные компании своей фирмы, а также оценивает их эффективность. У менеджера по рекламе в СМИ (в газетах, журналах, на телевидении, в последнее время даже в Интернете) в обязанности входит поиск заказчиков, продажа рекламных площадей и заключение договоров. Но где бы ни трудился менеджер по рекламе, он всегда должен иметь собственный план работы и максимально проявить себя. К менеджеру по рекламе предъявляют следующие требования: высшее образование, общительность, доброжелательность, настойчивость, энергичность. Желателен опыт работы в этой сфере, наличие собственной клиентской базы и связей в СМИ, умение работать на компьютере. Среди агентов по рекламе можно встретить представителей самых разных профессий, однако чаще всего это бывшие учителя, психологи, журналисты.
WЕB-ДИЗАЙНЕР
Вряд ли сильно погрешим против истины, если скажем, что одним из величайших изобретений ХХ века стало создание Интернета - всемирной сети, посредством которой можно найти практически любую интересующую информацию, пользоваться электронной почтой, смотреть прямые трансляции в режиме реального времени и многое другое. В Беларуси Всемирная паутина широкое распространение получила всего несколько лет назад, однако уже успела завоевать огромную популярность, количество пользователей Глобальной сети постоянно растет. В этой связи возрастает значение профессии веб-дизайнера, в обязанности которого входит разработка и создание веб-страниц -- важной составной части Интернета. Сегодня во Всемирной паутине размещают свои собственные сайты главы государств, политики, организации, компании, актеры, музыканты и даже спецслужбы мира (такие, например, как ЦРУ, ФСБ, СИС), электронные версии имеют различные периодические издания, спортивные команды, простые граждане. Для того, чтобы заниматься wеb-дизайном, необходимы навыки программирования для веб (СGI/Реrl, РНР, Jаvа), знание языка НТМL, владение графическими программами (Соrеl, РhоtоShор), кроме того, иметь образование дизайнера.
Надо сказать, что процесс создания сайтов достаточно трудоемкий. На разработку одного солидного портала уходит в среднем 2 месяца. Впрочем, его постоянное усовершенствование продолжается и по окончании работы.
Зачастую опытные веб-дизайнеры (например, в редакциях газет) совмещают работу с должностью системного администратора, еще одной активно развивающейся профессией новой Беларуси. Говоря языком должностных инструкций, в его обязанности вменяется "поддержание в рабочем состоянии и текущая модернизация аппаратно-программного вычислительного комплекса предприятия". То есть системный администратор должен разбираться как в "железе" - компьютерах, периферийном, сетевом и офисном оборудовании, так и в программном обеспечении, обладать определенными навыками программирования.
Пока не все профессии, о которых мы рассказали выше, можно сегодня освоить в учебных заведениях страны. Одна из причин в том, что система образования еще попросту не успела сориентироваться в быстро меняющейся конъюнктуре рынка труда. Впрочем, отнюдь не во всех случаях уместно вести речь о поточной подготовке тех или иных специалистов. Вспомним, какой бум в середине 90-х был на профессии юриста, психолога, экономиста, бухгалтера. В результате их было подготовлено значительно больше, чем требовалось, что привело к безработице среди обладателей данных специальностей. К слову, многие экономисты, психологи, юристы, не нашедшие применения по профессии, впоследствии перешли работать в кадровый, рекламный бизнес, занялись индивидуальным предпринимательством.
Многие динамично развивающиеся компании самостоятельно проводят наборы сотрудников на ту или иную специальность с последующей подготовкой. В частности, это касается риэлтеров. Обучить этой профессии берутся сами агентства по недвижимости, заинтересованные в расширении штата специалистов. То же можно сказать и о профессии крупье (кстати, официально она называется "дилер казино").
СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ. ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА
В настоящее время в сфере финансов и экономики растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но привлечь их становится все сложнее: большинство профессионалов, заинтересованных в смене работы, имеют сразу несколько предложений от работодателей. Все еще сохраняется разрыв в уровне заработной платы сотрудников российских и зарубежных компаний, но постепенно он сокращается. Современный рынок труда в РБ все больше становится рынком кандидатов. Заработная плата является основным мотивирующим фактором для финансовых специалистов, что приводит к росту оплаты труда и формированию не всегда адекватных ожиданий относительно уровня зарплаты. На сегодняшний день не работодатель выбирает специалиста, а специалист - работодателя. Возможность предложить более привлекательный, по сравнению с конкурентными, компенсационный пакет является главным преимуществом компаний, желающих привлечь лучших специалистов.
СПЕЦИАЛИСТЫ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ
В банковском секторе растет спрос на специалистов, занимающихся продвижением и продажей банковских услуг, а также обслуживанием клиентов. Наибольшее число вакансий на стартовые позиции — это сотрудники фронт- и бэк-офисов. На эти должности приглашают специалистов с высшим финансовым или экономическим образованием. Стартовая зарплата кассиров-операционистов и валютных кассиров с минимальным опытом работы (или выпускников вузов) составляет $600-800, с опытом работы от года — от $700, с опытом работы от двух лет — от $1000. Востребованы также специалисты в сфере кредитования юридических и физических лиц. Растет потребность и в специалистах, занимающихся оценкой движимого и недвижимого имущества предприятий и физических лиц. Потребность предприятий в привлечении инвестиций способствует увеличению спроса на специалистов в области ценных бумаг, заработная плата которых состоит из фиксированного оклада и процентов от сделок. В связи с открытием новых филиалов и отделений банков растет число вакансий на руководящие должности, требуются специалисты, занимающиеся управлением и мотивацией персонала, продажей банковских услуг. Их заработная плата может варьироваться в диапазоне $2500-4000.